Африка — создание мозаики из деревянных кубиков

Иногда бывает так, что начинаешь заниматься каким-то делом просто, без каких-то далеко идущих планов, а потому, что тебе это интересно. Несмотря на всю очевидность вышесказанного, лично я стал замечать, что люди не так часто занимаются тем, что их интересует, если это не несет какой-то видимой пользы. А мне, кроме моих увлечений связанных с рисованием, 3D street painting и дизайном, нравилось еще одно направление в творчестве — это мозаика. Не могу сказать, что я много работы делал в этом направлении, но мне нравился принцип формирования изображения из отдельных фрагментов. Да и по большей части, то, что я делал — могло мало походить на работы в этом жанре, но на что-то другое они были похожи еще меньше. Это в конечном итоге и помогло мне сформировать какой-то свой взгляд и на мозаику, поэтому когда я получил заказ на создание мозаичной картины — я был к этому готов, хотя и делал такую работу впервые.

И впервые работу у меня заказали в Европе, а именно в Литве. Раньше в Европе рисовать тоже приходилось, но это был не коммерческий заказ, а участие в международном стрит-арт фестивале в Германии. Индивидуальные заказы — это совсем другое, и делать их мне приходилось раньше по большей части у себя на родине, и по большей части это были 3D рисунки на асфальте. Но все бывает впервые, к тому же и заказчики были очень хорошие. Не смотря на то, что работа эту была в Европе, название картины было — Африка.

Работа, которую я получил, заключалась в создании картины из деревянных кубиков размеров 2,5 см2, которые нужно было распределить по размеру, собрать, раскрасить и приклеить на специальную рамку, размером 1 на 1,5 метра. В общем учитывая все размеры — получалось чуть больше 3000 кубиков, я сразу понял, что работа будет непростой и кропотливой, но тогда я еще не понимал насколько.

Начало собирания мозаики

Интересный момент был в том, что до меня за эту работу уже бралась одна художница, по инициативе которой и были созданы все эти кубики нужного размера, рамка. Но по каким-то причинам начать работу над ней она не смогла, а материал, в виде трех мешков деревянных кубиков, остался и пролежал около двух лет, пока работу эту не предложили мне.

Кубики собраны

Вообще, работа была символична в том смысле, что заказчиком этой картины была фирма, которая занимается обработкой древесины, и весь материал для картины был создан на их заводе, плюс к этому я решил, что было бы символично и материалы, которые я использовал бы для покраски, взять из тех, которые продает эта фирма в своем магазине. В общем получилась такая картина, связанная непосредственно с деятельностью данной формы.

Покраска акации

В начале работы мне нужно было придумать сам рисунок. Сама мозаичная техника и ограниченное количество кубиков, которые выступали в роли своеобразных пикселов, подталкивала к тому, что рисунок должен быть минималистичный, с простыми и понятными формами, не содержащий большое количество мелких деталей. Пожелание заказчика было создание африканского пейзажа на закате. Подумав над идеей рисунка, главным объектом мозаики я решил сделать один из символов Африки — дерево акацию. Вторым персонажем картины я хотел сделать какие-то африканское животное. В качестве примера я сделал несколько вариантов с разными животными и показал заказчику — он выбрал льва, так как это оказался его знак зодиака. Лев был не самым простым животным для реализации его в виде мозаики, потому, что он достаточно маленький, а если учитывать, что кубики мозаики было по высоте и ширине 2,5 см — это с большой детализацией изобразить льва было достаточно сложно. Но пришлось постараться.

Начало покраски неба

Первое с чего я начал работу — это расставление кубиков в рамке. На это ушло около недели. Сначала кубики нужно было вынуть, очистить, распределить по размеру, и придумать в каком порядке они будут расставлены. Если бы кубики были одинаковой высоты — работа продвигалась бы намного быстрее, но то, что они были разными по размеру — вносило определенные трудности. Связано это было с тем, что нужна было определить как лучше расставить кубики, чтобы подчеркнуть объем у главных объектов картины.

Лев остался незакрашен

После работы над расстановкой кубиков в рамке можно было приступать к их покраске. Красить я решил обычным аэрозольным спреем. Он позволял раскрашивать дерево тонким слоем, делать необходимые цветовые переходы и создавать оттенки, используя разные цвета краски. При этом, что особенно важно, такая краска не имеет водную основу, из-за которой дерево могло поменять свой размер. А в такой работе важен был каждый миллиметр, потому что размер и количество кубиков было точно сделано в соответствии с размерами рамки картины. Но в работе с такой краской было много неудобств, поскольку работа проходила в помещении, которое приходилось постоянно проветривать, после каждого этапа покраски. А держать окна постоянно открытыми было невозможно, потому, что ветер, который дул в окно — сдувал потоки краски, исходящей из спрея и разносил краску по всей комнате.

Перекрашиваю часть мозаики

Но такой микс мозаики и граффити создавал еще один сложный момент — я не мог собрать всю картину полностью и раскрасить ее. Мозаика подразумевала определенную пикселную структуру рисунка и часто — отказ от плавных переходов. По этой причине части деревянных кубиков нужно было постоянно вытаскивать, раскрашивать их отдельно и вставлять вновь. И из-за того, что мой рисунок условно был разбит на несколько таких областей, которые я раскрашивал отдельно друг от друга — мне приходилось вынимать их отдельно красить в разных местах комнаты. После этого я их собирал снова в одну картинку, но сделать это было не всегда просто — кубики терялись, смешивались, менялись местами, я забывал куда и что поставить. В такие моменты приходилось останавливаться, сверять картину с рисунком-планом, по которому я делал. В общем я натерпелся из-за такого кропотливого труда =)

Докрашиваю

Мне было бы интересно посмотреть как такую работу делали бы других художники и насколько они смогли бы сделать ее лучше и быстрее, и какие методы они бы использовали. Так как я подобную работу делал впервые — она оказалась достаточно сложной. Вторую работу в таком жанре я бы сделал быстрее и мог бы избежать каких-то ошибок, которые я мог допустить в первый раз. Но все равно работа над такой картиной осталась бы достаточно кропотливой.

Мозаика близко

После того, как все кубики были раскрашены — из нужны было приклеить к рамке. Тут я столкнулся с еще одной сложностью — кубики в рамке стояли достаточно плотно друг к другу, поэтому нельзя было вынимать их в большом количестве, чтобы потом приклеить, потому, что они потом могли уже не встать на свое прежнее место. Такая специфика работы с деревом — оно может менять свои размеры. Поэтому приходилось вынимать по несколько кубиков, наносить на них клей и ставить обратно. Такой способ склейки кубиков был достаточно долгим, но другого варианта я не нашел.

Мозаика близко сбоку

После того, как все кубики были приклеены на рамку — их нужно было покрыть лаком. К счастью этот этап был достаточно легким и никаких неожиданностей в себе не таил.

Мозаика сбоку

 

После всего вышеописанного — работа была готова. Оставалось последнее — повесить ее на стену в коридоре офиса фирмы. А это оказалось тоже не так просто, поскольку картина имела достаточно большой вес, примерно 30 кг. Но все же, после нескольких минут стараний это удалось, после чего работу можно было считать уже полностью законченной.

Мозаика Африка на стене

Всего на создание такой мозаичной картины у меня ушло чуть больше месяца, делал я ее с середины марта по конец апреля.

Мозаика Африка в офисе

Теперь кусочек Африки моими стараниями появился и в Литве, на севере Европы.