Война в Донецке и отражение объективной реальности в стрит-арте от Dusty Past

Почувствовать начало каких-то событий до их появления очень сложно. Особенно, если эти события касаются не только вашей лично жизни, но и миллионов людей. Особенно, если события эти произойдут не в ближайшие дни, а ближайшие года, и несут они в себе настолько большие перемены, которые в данный момент представить очень сложно, а для того, чтобы они начинались, нет никаких видимых причин.

Как показала практика событий последнего года — оценку происходящему давать сложно даже во время того, как это происходит практически на ваших глазах. В одной и той же ситуации люди могут воспринимать происходящее совсем по разному. Отчасти тут дело в том, что действительность, если пытаться рассматривать ее объективно, оказывается очень противоречивой, а отчасти дело в самих людях.

Я помню как в мае 2014 года, когда в Донецке события уже активно начинали набирать обороты, на моей предыдущей работе директор спрашивал наших сотрудников, когда по их мнению нормализуется ситуация в Донецке, и долго ли это все продлится. Тогда еще в городе не было активных военных действий, скорее все к этому только шло, а город только начинал наполняться непонятными людьми в военной форме, но даже тогда этому было сложно давать какую-то оценку. В то время, как мне казалось, я имел пессимистичный взгляд на ситуацию, и думал, что скорее даже могу преувеличивать, потому, что большинство жителей Донецка смотрели в будущее более оптимистично чем я. А мне казалось, что сложившаяся ситуация ничего хорошего в будущем не принесет. Директору я ответил, что на мой взгляд, ситуация в Донецке нормализуется через год-два. Все таки я был тогда большим оптимистом.

Постеры стрит-арт Донецк

Даже сейчас, когда Донецк уже пережил много печальных событий, многие его жители с большим оптимизмом смотрят в будущее. Не могу сказать однозначно плохо это или хорошо. С одной стороны оптимизм — это хорошо, с другой, на мой взгляд — он мешает людям давать точную оценку событиям, которые происходят в последний год, то есть такой оптимизм и реальность — существуют в каких-то совсем разных плоскостях, и отсутствие их совместимости дает людям еще более сильное непонимание происходящего. А так как большинство людей стало очень уж негативно относиться к тому, что их мнение, как мнение большинства, не разделяют, то в некоторых случаях такое мнение лучше вообще не высказывать или высказывать очень аккуратно. И если бы заранее услышать или увидеть отголоски будущего, какая была бы реакция и что получилось бы изменить к лучшему? Ответы на эти вопросы, если бы их давал я, опять же не были насыщены позитивом. А могли бы возникать такие отголоски тяжелого будущего в тогда еще беспечном настоящем? И если да — то откуда они могли бы возникать и в каком виде проявляться? Так как в моем блоге речь обычно идет об уличном искусстве, то и сейчас ответ поискать можно именно в нем, добавив своего личного восприятия ситуации.

Итак…

Сейчас уже сложно вспомнить точные даты, сразу сложно было точно вспомнить какой был год — 2012 или 2013, скорей всего все же 2013. Летом этого года в Донецке я впервые увидел на стенах города расклеенные плакаты с рисунками каких-то донецких художников, которые подписывали себя как Dusty Past. Тогда эти рисунки мне показались очень непонятными, словно вырваны из какой-то другой реальности и неясно зачем оказавшиеся на улицах Донецка. Наполнены они были каким-то непонятным отчаянием и грустью, чем-то таким, чему я не находил тогда отражение в реальности. Тогда мне стало очень интересно, что же движет этими художниками, я пробовал найти их команду в сети, чтобы задать им вопросы о причинах такого самовыражения, но найти кого-то из этих художников у меня тогда не получилось. Сейчас бы, если бы удалось это сделать, вопросов было бы больше.

https://vimeo.com/70565659

Не знаю почему Dusty Past создавали именно такие постеры и какой вкладывали в них смысл сами. Возможно, действовали они интуитивно и сами сейчас не смогли бы ответить на все вопросы. Но то, насколько летом 2013 года эти рисунки, расклеенные по Донецку могли вызвать непонимание, настолько уже спустя год они могли отражать происходящее.

На мой взгляд стрит-арт Dusty Past оказался во многом пророческим, и для будущего Донецка — очень реалистичным. Причем реалистичность его как в чем-то размыта, и не дающая никаких четких ответов, так и достаточно объективна. Такая объективность не несет в себе лишнюю оценку ситуации, ее политическую окраску или заангажированность. Такое восприятие реальность напоминает оруэлловский мир книги «1984», где во время бесконечных войн между тремя мировыми сверхдержавами за спорные территории, объективная оценка ситуации остается не у высших, умных и образованных слоем населения разных государств, а у самых простых людей, которые населяют эти территории и имеют более объективный взгляд на происходящее. Война для этих людей — это не логически обоснованные амбиции и борьба партий, государств и идеологий, война для них — это бесконечная череда бедствий, а за амбициями каждого государства — скрывается только желание эксплуатации. Мне кажется, этим настроением были наполнены и рисунки Dusty Past, настроением объективной реальности, в которой ужас войны не смешивается с идеологической составляющей, которая несет оправдание ее целесообразности и этим только одобряет и поощряет ее, и в этом главная мысль. На мой взгляд, рисунки Dusty Past, независимо от того, что являлось мотивом их создания, являлись предвестником и отражением печальных событий, которые начались в Донецке летом 2014 года. В этих рисунках нет призыва, пропаганды, лицемерия, обмана и попытки все это логически обосновать и дать этому оправдание. В них есть отражение действительности.